эксплейнер
Что такое «цифровой этикет»?
13 вопросов о цифровом этикете, которые помогут разобраться в теме

Что такое «цифровой этикет»?

13 вопросов о цифровом этикете, которые помогут разобраться в теме.

1/13
Что такое цифровой этикет? Чем он отличается от обычного этикета?
Цифровой этикет — это такие правила поведения в цифровой среде, которые делают онлайн-общение удобным, приятным и эффективным. Он вырос из классического этикета, но адаптировался под новые каналы общения.

Если традиционный этикет учит, как вести себя за столом или в гостях, то цифровой — в мессенджерах, социальных сетях, видеозвонках, электронной почте.
2/13
Зачем нужен цифровой этикет?
Цифровой этикет, как и обычный этикет, делает общение комфортным и предсказуемым.

В частности он помогает:
  • сохранять гармоничные отношения (например, приветствовать и благодарить друг друга в переписке, избегать пассивной агрессии);
  • комфортно сосуществовать с другими пользователями в одной среде (например, не грубить в социальных сетях, не флудить в чате);
  • выбирать самое уместное поведение в сложных ситуациях (например, когда можно напомнить о неотвеченном письме или как представиться незнакомому человеку в мессенджере);
  • формировать профессиональную репутацию (корректно оформлять рабочие аккаунты и публиковать уместный контент в социальных сетях).
3/13
Что регулирует цифровой этикет?
Цифровой этикет регулирует общение, которое происходит при помощи устройств:
  • использование гаджетов;
  • поведение в мессенджерах;
  • поведение в электронной почте;
  • поведение во время онлайн-конференций;
  • использование социальных сетей;
  • поведение в онлайн-играх, дейтинговых приложениях и т. д.

Любая новая цифровая платформа, которая предполагает взаимодействие пользователей, явно или неявно формирует свои нормы этичного поведения.
4/13
Когда появился цифровой этикет?
Первый свод правил поведения в интернете появился в 1994 году. Его создала Вирджиния Ши, выпустившая пособие «Нетикет». Она предложила 10 заповедей, которые позволяли людям комфортно существовать в анонимной интернет-среде. Этот кодекс поведения стал основой для дальнейшего развития правил общения в цифровой среде.
5/13
Кто устанавливает правила цифрового этикета?
Нет инстанции или человека, которые устанавливали бы общие правила. Цифровой этикет формируется на наших глазах естественным путем.

Нормы цифрового общения часто обсуждают в соцсетях и СМИ. Онлайн-общение нередко становится темой мемов. Так складывается негласный общий свод норм: то, что поддерживается большинством, становится частью цифрового этикета.

Иногда нормы цифрового поведения фиксируются теми, у кого есть на это полномочия. Например, модератор в родительском чате может закрепить правила, в компании эйчар может создать кодекс поведения, в блоге автор устанавливает свои требования.

С 2017 года новые нормы онлайн-общения описываются и обсуждаются в Telegram-канале «Цифровой этикет».
6/13
Цифровой этикет универсален?
Нет, он зависит от контекста. Есть универсальные принципы (уважение, прозрачность, соблюдение личных границ), но конкретные правила варьируются.

Они могут отличаться:
  • в разных странах (например, в Японии считается невежливым прямой отказ, в Германии ценится пунктуальность, в азиатских странах некоторые обычные для нас эмоджи могут восприниматься как оскорбления);
  • у разных поколений (например, люди разных возрастов по-разному выражают смех в мессенджерах);
  • в разных корпоративных культурах (например, в медиа и digital агентствах могут со всеми общаться на «ты» и обращаться по имени, а в сфере образования или медицины даже к начинающим специалистам будут обращаться по имени и отчеству);
  • в разных ситуациях (например, в дружеском общении допустимы и стикеры, и видеокружочки, и мемы, а в рабочем общении рекомендуется придерживаться делового стиля).

Нормы цифрового этикета меняются со временем. Например, сегодня считается невежливым писать в мессенджер или звонить сразу после того, как было отправлено письмо по электронной почте. Хотя раньше это могло считаться заботой о собеседнике, которому помогают не пропустить важное письмо.
7/13
На каких принципах основан цифровой этикет?
  • Удобство и экономия ресурсов. Не стоит тратить время на бессодержательные переписки, непродуманные голосовые сообщения, неструктурированные письма.
  • Взаимное уважение. Доброжелательность, внимание к чувствам и потребностям собеседника способны создать гармоничную атмосферу.
  • Прозрачность. Важно максимально ясно и открыто выражать свои чувства и намерения, чтобы избежать искажений и неправильной интерпретации.
  • Соблюдение личных границ. Этот принцип рекомендует не вторгаться в личное пространство: не навязываться, не перебивать, не публиковать чужие фото без разрешения.
  • Безопасность. Этот принцип подразумевает бережное и ответственное обращение с информацией: своей и чужой.
8/13
Какие главные правила использования устройств существуют в цифровом этикете?
  1. Во время разговора или встречи не стоит отвлекаться на телефон. Это может выглядеть как неуважение к собеседнику.
  2. Соблюдать тишину в общественных местах. Стоит отключить звук уведомлений, отказаться от звонков на громкой связи и просмотра видео без наушников.
  3. Не фотографировать и не снимать на видео других людей без их разрешения.
  4. Не брать без разрешения чужие гаджеты.
  5. Не заглядывать в экран к человеку, который рядом проверяет свой телефон.
9/13
Какие главные правила цифрового этикета в мессенджерах?
  1. Писать грамотно и без опечаток.
  2. Не дробить сообщения на отдельные реплики.
  3. Не отправлять «Привет» отдельно от сообщения.
  4. Не отправлять голосовые без предупреждения и разрешения собеседника.
  5. Структурировать и форматировать сообщение, чтобы его удобно было читать (один абзац — одна мысль).
  6. Не требовать мгновенного ответа на сообщения.
  7. Не писать по рабочим вопросам в нерабочее время.
  8. Не пересылать чужие сообщения без разрешения.
  9. Смайлы, стикеры и эмодзи стоит отправлять, только если уверены, что это уместно.
  10. Не игнорировать собеседника.
10/13
Какие главные правила цифрового этикета в электронной почте?
  1. Название электронной почты должно быть понятным и уместным (без милых прозвищ).
  2. В поле «Кому» ставить адреса исполнителей, в поле «Копия» — тех, от кого не требуется ответ.
  3. Указывать понятную тему письма. Одно письмо — одна тема.
  4. Структурировать письмо, чтобы его было удобно читать и легко понять.
  5. Использовать вежливый и нейтральный тон без лишних эмоций (без избыточных восклицательных знаков, капслока и эмодзи).
  6. Обращаться к собеседнику по имени в той форме, в которой он сам представляется.
  7. Отвечать на письма в течение суток.
  8. Писать, когда вернётесь с ответом, если нет сразу готового решения.
  9. Использовать кнопки «ответить» и «ответить всем» по назначению.
  10. Понятно называть вложения. Не делать их слишком объемными.
11/13
Какие главные правила цифрового этикета в видеоконференциях?
  1. Не проводить видеовстречи без необходимости. Не звать людей «на всякий случай». Чем больше участников, тем менее управляема и продуктивна встреча.
  2. Подготовиться заранее: проверить камеру, звук, фон и освещение.
  3. Приходить вовремя, при опоздании предупредить организатора встречи как можно раньше.
  4. Внешний вид должен соответствовать контексту и формату встречи.
  5. Включать камеру, если не договорились об обратном.
  6. Выключать микрофон, когда не говорите.
  7. Не перебивать. Поднимать руку или использовать реакцию, если хотите что-то сказать.
  8. Не отвлекаться на посторонние дела во время видеоконференции. Это всегда заметно другим участникам.
  9. Следовать повестке. Не обсуждать вопросы, которые не были запланированы.
  10. Писать резюме по итогам встречи. Как правило это задача организатора или модератора.

Больше правил проведения видеовстреч
12/13
Какие главные правила цифрового этикета в соцсетях?
  1. Помнить, что все публикации в социальных сетях формируют вашу репутацию.
  2. Не использовать соцсети для выяснения личных отношений. Конфликты, сарказм и пассивно-агрессивные посты почти всегда играют против автора.
  3. Проверять информацию, прежде чем делиться.
  4. Не публиковать чужой контент без указания авторства.
  5. Открыто сообщать, если пост носит рекламный характер.
  6. Не публиковать личные фото других людей без согласия. Не отмечать людей на фото и в постах без разрешения.
  7. Не отправлять запрос на добавление в друзья тем, кого ваш запрос может смутить (например, начальнику или подчиненному).
  8. Не вступать в неконструктивные споры в комментариях, не реагировать на троллей.
  9. Не оскорблять собеседников в дискуссиях. Воздержаться от эмоциональных неаргументированных оценок. Не переходить на личности.
  10. Не давать непрошеных советов. «Эта стрижка тебе не идет», «Обязательно сходи к врачу!», «Вам надо записаться на курсы» — это может быть полезным советом, но только если о нем просили.
13/13
Что делать, если кто-то нарушает цифровой этикет?
Прежде всего, важно помнить, что в разных культурах и средах могут быть разные правила. И то, что нам кажется нарушением, для кого-то — норма (например, обращение «на ты»).

Если нарушение цифрового этикета не доставляет вам неудобств, то лучше позволить собеседнику «сохранить лицо» и не делать ему замечаний (например, если коллега допустил орфографические ошибки в письме).

Если нарушение доставляет вам неудобства, то стоит вежливо сообщить о дискомфорте: «Мне неудобно получать сообщения ночью, давай обсудим днём». Можно использовать тактику «Давайте договоримся…» («Давайте договоримся, что не будем присылать голосовые сообщения в чат»).

Если нарушение повторяется — ограничьте контакт или воспользуйтесь настройками приватности. В соцсетях можно пожаловаться на обидчика или заблокировать его.
Контакты
  • Меня зовут Ольга Лукинова. Последние 8 лет я изучаю цифровой этикет: веду Telegram-канал, написала книгу, пишу диссертацию, веду лекции и тренинги.

    Присоединяйтесь, чтобы узнать больше про цифровые коммуникации:
Telegram-канал про цифровой этикет
Telegram-канал про digital-благополучие
Группа VK про цифровой этикет
YouTube-канал о книгах про digital
Telegram-канал про цифровой этикет
Telegram-канал про digital-благополучие
Группа VK про цифровой этикет
YouTube-канал о книгах про digital
Еще материалы про цифровые коммуникации на сайте:
Еще материалы про цифровые коммуникации на сайте:
Как вы смеетесь
Исследование о том, как сегодня люди выражают смех в мессенджерах в зависимости от социально-демографических характеристик.
Родительские чаты. Правила и лайфхаки
Как сделать родительские чаты удобным и приятным местом общения. Основано на результатах опроса 1061 участника родительских чатов в телеграм-канале "Цифровой этикет".
Цифровая уборка
16 шагов, чтобы очистить свое цифровое пространство.
Телеграм-этикет
Результаты исследования о том, как вести телеграм-канал, чтобы нравиться подписчикам.
Телефонофобия
Страх телефонных звонков беспокоит 75% взрослых людей. Откуда берется этот страх и как его преодолеть?
Самые раздражающие фразы в переписке
Какие фразы раздражают людей в переписке и насколько сильно. Результаты опроса более трех тысяч человек.
Видеоконференции: результаты исследования
Мы опросили более 2000 человек, чтобы понять, какие нормы общения в видеоконференциях сложились.
50 правил видеоконференций
Правила цифрового этикета, полученные в результате масштабного исследования.
Telegram-канал про цифровой этикет