Родительские чаты. Полный порядок👌
Как сделать родительские чаты удобным и приятным местом общения. Основано на результатах опроса 1061 участника родительских чатов.
Только 16,4% опрошенных родителей говорят, что любят участвовать в родительских чатах. Остальные делают это вынужденно. На этой странице вы найдете рекомендации, которые помогут сделать общение в чате более удобным и приятным.

Все рекомендации в этом материале опираются на результаты опроса, проведенного телеграм-каналом «Цифровой этикет» в августе 2024 года.
Что за опрос?
развернуть
Участники опроса
В опросе приняло участие 1061 человек. Среди них 79,8% — это родители, 2% — ученики, 21,1% — учителя, 5,6% назвали себя сочувствующими. 18,9% из прошедших опрос являются членами родительского комитета.

Роль в чате
Среди опрошенных 13,8% являются модераторами чата; 12,9% активно участвуют во всех обсуждениях, 35,2% участвуют в обсуждениях, но не очень активно, примерно столько же (35,9%) делают только то, что требуется (проголосовать, прислать информацию), 2,3% опрошенных полностью игнорируют родительский чат.

Уведомления в чате
55,4% опрошенных предпочитают держать уведомления на родительском чате включенными, 42,1% отключили уведомления. Остальные включают и выключают уведомления в зависимости от важности обсуждений.

Распространенные площадки
Самые распространенные платформы для родительских чатов: вотсап (64,7%), viber (25,5%), телеграм (23,3%), сферум (16,3%), ВК (6,2%). При этом наиболее предпочтительными называют телеграм (61,8%), вотсап (38,8%), viber (10,2%), ВК (3,6%), сферум (3,2%).

Участники опроса так описывают свое отношение к чатам:
— Чаты полезны. Я вынужден(а) в них участвовать — 58%
— Чаты полезны. Мне нравится в них участвовать — 16,4%
— Чаты полезны. Мне не нравится в них участвовать — 15,6%
— Чаты бесполезны. Я вынужден(а) в них участвовать — 6,7%
— Чаты бесполезны. Мне не нравится в них участвовать — 3,2%

Самые раздражающие практики
в родительских чатах
согласно опросу
  • В бурном обсуждении родители переходят на оскорбления
    эта практика не нравится 96,8% опрошенных, такой опыт есть у 52,7% опрошенных
  • В групповом чате обсуждают вопрос, который касается только двоих людей
    эта практика не нравится 94,1% опрошенных, такой опыт есть у 68,2% опрошенных
  • Родители игнорируют важные вопросы и опросы в чате
    эта практика не нравится 92,3% опрошенных, такой опыт есть у 82,9% опрошенных
  • Одно предложение отправляется несколькими репликами (разбивается на кусочки)
    эта практика не нравится 91% опрошенных, такой опыт есть у 71,3% опрошенных
  • Родители отправляют в чат голосовые сообщения
    эта практика не нравится 90,1% опрошенных, такой опыт есть у 70,9% опрошенных
  • Родители отправляют в чат видеосообщения
    эта практика не нравится 87,7% опрошенных, такой опыт есть у 23,2% опрошенных
  • Родители рекламируют свои услуги в чате
    эта практика не нравится 87,2% опрошенных, такой опыт есть у 35,3% опрошенных
  • Родители пересылают в чат предостережения про угрозы (мошенники, вирусы, маньяки)
    эта практика не нравится 81,1% опрошенных, такой опыт есть у 77,9% опрошенных
  • У родителей профили оформлены так, что трудно понять, кому они принадлежат
    эта практика не нравится 81% опрошенных, такой опыт есть у 83,7% опрошенных
  • В чате публикуются поздравления с праздниками и открытки
    эта практика не нравится 80,9% опрошенных, такой опыт есть у 84,7% опрошенных
  • Учитель отправляет в чат голосовые сообщения
    эта практика не нравится 80,5% опрошенных, такой опыт есть у 42,3% опрошенных
  • Родители рассказывают про достижения своих детей в чате
    эта практика не нравится 79,6% опрошенных, такой опыт есть у 35,6% опрошенных
  • Родители переспрашивают о том, что уже когда-то публиковалось в чате
    эта практика не нравится 79,5% опрошенных, такой опыт есть у 88% опрошенных
  • Некоторые сообщения пишутся КАПСЛОКОМ
    эта практика не нравится 76,1% опрошенных, такой опыт есть у 52,3% опрошенных
  • В общий чат сообщается о личных обстоятельствах ребенка: «Петя заболел», «Маша ко второму»
    эта практика не нравится 72,4% опрошенных, такой опыт есть у 78,3% опрошенных
  • В чате нет модератора или отсутствует модерация
    эта практика не нравится 71,7% опрошенных, такой опыт есть у 41,1% опрошенных
  • Учитель отправляет в чат видеосообщения
    эта практика не нравится 71,3% опрошенных, такой опыт есть у 20,9% опрошенных
  • Создается отдельный чат для флуда и несодержательного общения
    эта практика не нравится 68,2% опрошенных, такой опыт есть у 22,1% опрошенных
Какие правила сделают общение в чатах более удобным и приятным
Правила для участников чатов
  • 1
    Определиться, кто будет модерировать чат
    Модератором может быть как учитель, так и кто-то из родителей. Определите, какие есть права у модератора. Например, может ли модератор банить участников и удалять сообщения, не отвечающие правилам?
  • 2
    Следовать правилам группы
    Если в группе приняты правила, следуйте им.
  • 3
    Не игнорировать опросы и вопросы, которые задают в чате
    Игнорирование приведет к тому, что в чате будут снова и снова поднимать нерешенный вопрос, а значит, информационный шум будет только увеличиваться.
  • 4
    Прежде чем задать вопрос, убедиться, что на него еще не отвечали в чате
    Для этого проверьте сообщения в закрепе и воспользуйтесь поиском.
  • 5
    В групповом чате не обсуждать вопрос, который касается только двоих людей
    Такие вопросы нужно решать не у всех на виду, а в личных чатах, чтобы не отвлекать других участников.
  • 6
    Не сообщать в общий чат о личных обстоятельствах ребенка
    «Петя заболел», «Маша будет ко второму», «Игорь идет к стоматологу». Исключение — если учитель по какой-то причине сам установил такой порядок.
  • 7
    Не переходить на оскорбления и повышенный тон
    Любые конфликты лучше решать в личной переписке или при личном разговоре.
  • 8
    Оформить профиль так, чтобы было понятно, кто вы и как к вам обращаться
    Если ваш профиль назван непонятно и вы не хотите менять оформление профиля, то в начале сообщений представляйтесь («Это Иван Петров, папа Ксюши, запишите ее на экскурсию…»).
  • 9
    Использовать встроенные реакции при ответе на вопрос
    Вместо того, чтобы писать отдельно «ОК», «Понятно», «Придем», «Спасибо» и т.д., используйте встроенные реакции на сообщения. Так вы сможете сообщить свое мнение, не создавая лишних уведомлений в чате.
  • 10
    При ответах на вопросы, использовать функцию Reply
    Так будет видно, на какой конкретно вопрос вы сейчас отвечаете.
  • 11
    Если вопрос адресован конкретным людям, то отмечайте их через знак @
    Так они получат уведомление и будут понимать, что сообщение адресовано именно им.
  • 12
    Не разбивать высказывание на несколько реплик
    Из-за дробления сообщения участники получат сразу несколько лишних уведомлений, а куски ваших реплик могут перепутаться с репликами других участников.
  • 13
    Не отправлять в чат голосовые и видеосообщения
    Их не всем удобно слушать и смотреть, а особенно в групповом чате, где участники за одну минуту могут сгенерировать гораздо больше голосовых сообщений, чем в состоянии прослушать за это же время.
  • 14
    Не пересылать в чат предостережения про угрозы (мошенники, вирусы, маньяки, отравленные конфетки)
    Чаще всего такие сообщения являются фейками и только провоцируют моральную панику.
  • 15
    Не публиковать открытки с поздравлениями в чате
    Сегодня такие открытки воспринимаются как информационный шум и спам.
  • 16
    Не публиковать сообщения о достижениях своих детей в чате
    Для таких сообщений есть семейные чаты и личные соцсети. Исключение — если только такая традиция специально создается в чате и поддерживается всем коллективом.
  • 17
    Не использовать КАПСЛОК в сообщениях и не создавать лишнего эмоционального напряжения
    «СРОЧНО!!! ПЕРЕДАЙТЕ ВСЕМ РОДИТЕЛЯМ! В ПОНЕДЕЛЬНИК ВСЕМ ПРИНЕСТИ ПЛАСТИЛИН!». Сообщения, написанные прописными буквами, воспринимаются как повышение голоса и часто вызывают раздражение.
  • 18
    Использовать приемы форматирования
    Если разделить текст на абзацы, добавить нумерацию, выделить главное жирным шрифтом, то сообщение будет удобнее читать.
  • 19
    Не рекламировать свои услуги в родительском чате
    Исключение - если только вас об этом кто-то специально попросит. Сообщение не по теме скорее вызовет негативную реакцию, чем приведет новых клиентов.
  • 20
    Если сомневаетесь, насколько информация уместна в чате, спросите разрешения у модератора
    «Ольга Валерьевна, могу ли я выложить в чат объявление о конкурсе?». Модератор подскажет, стоит ли публиковать это сообщение.
Лайфхаки для модератора и учителя
Эти лайфхаки и подсказки могут сделать родительские чаты значительно удобнее. Они подойдут не всем чатам и не во всех ситуациях, но вы можете адаптировать их под свои задачи.
  • 1
    Создать отдельный канал, в котором информация публикуется только модераторами.
    В таком случае важные объявления не будут перемешиваться с обсуждениями. А родители, у которых нет времени на дискуссии, смогут заходить только в этот канал и получать информацию из него.
  • 2
    Создать отдельный чат для флуда.
    Если для родителей очень важно неформальное общение, то чтобы не засорять основной чат, можно создать отдельный чат, где будут уместны и шутки, и рекламные объявления, и открытки.
  • 3
    Называть чат информативно.
    Если назвать группу «Родительский чат», то участники, у которых несколько детей, могут путаться. Поэтому лучше выбрать ясное название, например, «Родители 5А».
  • 4
    Закреплять важные сообщения в шапке профиля.
    Так важная информация не будет теряться, и родители будут меньше переспрашивать о том, что уже публиковалось. При этом важно регулярно просматривать закрепы и откреплять уже не актуальные сообщения.
  • 5
    В закрепленных сообщениях опубликовать список всех детей с именами родителей и контактами.
    Тогда любой родитель может найти нужного участника и написать ему в ЛС. Такой список поможет ориентироваться, если профили родителей в мессенджере названы непонятно.
  • 6
    Собирать всю важную информацию на отдельных страницах (например, в гугл-таблицах, на яндекс диске), а ссылки на них закреплять в шапке чата.
    Это позволит вам структурировать информацию, оперативно обновлять ее в режиме реального времени и всегда отсылать родителей к нужным файлам и папкам. Это может быть отчет о расходовании общего бюджета, план ближайших мероприятий, список дней рождения детей, контакты родителей, распределение по школьным кружкам и т.д.
  • 7
    Прежде чем публиковать информацию в чате, убедитесь, что там нет чувствительных данных.
    Это важно, чтобы не повторить кейс университета в Астане, который в открытый доступ опубликовал данные гинекологического осмотра студенток.
  • 8
    Максимально ясно описывать, какую реакцию ожидаете.
    «Поставьте реакцию», «Проголосуйте», «Напишите в ЛС», «Заполните форму», «При отправке перевода подпишите от кого он и не сбрасывайте в чат чеки», «Если вы не идете, то просто проигнорируйте это сообщение» и т.д. Чем яснее инструкция, тем больше вероятность, что родители ее выполнят.
  • 9
    Проводить опросы для того, чтобы узнать мнение большинства.
    Это позволит минимизировать дискуссии и информационный шум. Опрос можно проводить при помощи специальной функции в мессенджере или встроенных реакций. Тогда в сообщении можно написать: «Поставьте 👍 те, кто за, и 👎 — те, кто против».
  • 10
    Сразу выбирать, когда нужны анонимные опросы, а когда нет.
    Если важно, чтобы люди не боялись сказать правду, то можно собирать ответы анонимно. А если важно понять, кто именно не придет завтра на экскурсию, то лучше сразу создавать неанонимный опрос, чтобы потом не пришлось задавать повторный вопрос. Имейте в виду, что вотсап не позволяет делать опрос анонимно.
  • 11
    Добавлять вариант «Не знаю» или «Все равно» в опросы.
    Тогда в опросах будет принимать участие больше людей (в том числе и неопределившиеся). А те, кому все равно, не будут влиять на результат, лишь потому, что вынуждены были выбрать хоть какой-то из предложенных вариантов.
  • 12
    Собирать данные через специальные сервисы.
    Например, если нужно узнать дату рождения, номер телефона или какую-то еще информацию, удобно использовать сервисы для сбора анкет. Например, гугл-формы или яндекс-формы. Тогда участники не будут видеть ответы друг друга, а у модератора сразу будет готовая таблица со всеми данными.
  • 13
    Указывать дедлайн для голосований и опросов.
    Родители могут игнорировать вопрос, если не понимают, как срочно надо ответить. Или, наоборот, возмущаться, что их мнение не учли, если они отправили свой ответ слишком поздно. Чтобы этого не происходило, удобно указывать дату, до которой ведется сбор информации.
  • 14
    Указывать, что вопрос решен.
    Если какой-то вопрос уже решен, то стоит обновить сообщение и дописать обновление прямо в тексте или опубликовать отдельное сообщение о том, что вопрос снят: решение принято, желающие нашлись, информация найдена. Это поможет не тратить время на сообщения тех, кто будет читать чат позже.
  • 15
    Писать резюме после длинного обсуждения.
    Если в чате долго дискутировали, то полезно зафиксировать отдельным сообщением принятые решения. Это позволит резюмировать дискуссию и убедиться, что все правильно поняли, каков итог обсуждения.
  • 16
    Установить разбивку на темы в группе в телеграме.
    Это позволит структурировать обсуждение. А участники, которым не удобна разбивка на группы, могут в меню выбрать, в каком формате представлять поток чата: разбивая на темы или не разбивая.
  • 17
    Установить график работы чата.
    Можно договориться, в какое время допустимо писать в чат. Это поможет сократить ночные обсуждения и может немного дисциплинировать участников.
  • 18
    Важные сообщения начинать с темы.
    Так участникам будет легче увидеть важное сообщение в потоке чата и заметить его среди уведомлений. И в закрепе такие сообщения будут удобнее: начало сообщение «Собрание 25 сентября» лучше, чем «Уважаемые родители! Прошу вас принять во внимание важ…».
  • 19
    Дублировать важные объявления картинкой.
    Картинки более заметны, чем текстовое сообщение в потоке чата. Поэтому для самых важных сообщений можно создавать графическое оформление. Если верстать сложно, то можно делать скриншот из блокнота в телефоне.
  • 20
    Не выкладывать все новости одновременно, решать вопросы постепенно.
    Задавать новые темы только после того, как закончили с обсуждением предыдущей. Например, сегодня объявили про фотосессию, собираем желающих два дня. И только потом обсуждаем костюмы к празднику, а не одновременно два дела. Так путаницы будет меньше.
  • 21
    Отключать возможность писать сообщения в пик конфликта.
    Если в чате разворачивается неконструктивный конфликт, и родители чрезмерно возбуждены, можно включить режим тишины, пока эмоции не улягутся.
  • 22
    Напоминать о правилах.
    Если кто-то нарушил правило, и его не поправили, то остальные начинают принимать такое поведение за норму. Например, если вы попросили присылать чеки в личные сообщения, а кто-то один сбросит чек в групповой чат, то, скорее всего, все остальные тоже начнут сбрасывать чеки в общую группу. Поэтому модератору после первого же нарушения стоит напомнить, что чеки принимаются в ЛС.
Как составить правила для чата
Скопируйте текст ниже, удалите неактуальные пункты и дополните пункты с пробелами.
Правила чата
Режим работы чата: с __:__ до __:__ . Писать сообщения допускается только в это время.

Модератор чата: ___________________

В чате запрещено:
(оставьте только нужное)
❌ оскорблять других участников чата
❌ негативно высказываться о лицах, присутствующих и не присутствующих в чатах
❌ обсуждать вопросы, которые касаются только двоих людей
❌ игнорировать важные вопросы и опросы в чате
❌ разбивать одно сообщение на несколько отдельных реплик
❌ отправлять голосовые и видеосообщения
❌ рекламировать свои услуги
❌ пересылать в чат предостережения про угрозы (мошенники, вирусы, маньяки, отравленные конфетки)
❌ публиковать открытки
❌ рассказывать про достижения своих детей
❌ сообщать о личных обстоятельствах ребенка («Петя заболел», «Маша будет ко второму»)
❌ использовать капслок

В чате разрешено:
(оставьте только нужное)
✅ рекламировать свои услуги
✅ пересылать в чат предостережения про угрозы (мошенники, вирусы, маньяки, отравленные конфетки)
✅ публиковать открытки
✅ рассказывать про достижения своих детей
✅ сообщать о личных обстоятельствах ребенка («Петя заболел», «Маша будет ко второму»)
✅ публиковать полезную информацию о внеучебной активности

В чате необходимо пользоваться следующими встроенными функциями:
(оставьте только нужное)
  • высказывать свое мнение при помощи опросов
  • отвечая на сообщения, использовать функцию Reply, чтобы было понятно, к какому сообщению относится ответ
  • отвечать на сообщения при помощи встроенных реакций, а не отдельными сообщениями
  • форматировать сообщения (жирный шрифт, курсив, разбивка на абзацы)

Полномочия модератора:
(оставьте только нужное)
  • удалять пользователей из чата за систематическое нарушение правил
  • временно или постоянно запрещать пользователям отправлять сообщения
  • включать режим тишины (переводить чат в информационный режим)
  • удалять сообщения, нарушающие правила
  • напоминать нарушителям о правилах чата
Меня зовут Ольга Лукинова. Последние 7 лет я изучаю цифровой этикет: веду телеграм-канал, написала книгу, пишу диссертацию, веду лекции и тренинги.

Присоединяйтесь, чтобы узнать больше про цифровые коммуникации:
Еще материалы про цифровые коммуникации на сайте:
Как вы смеетесь
Исследование о том, как сегодня люди выражают смех в мессенджерах в зависимости от социально-демографических зарактеристик
Цифровая уборка
16 шагов, чтобы очистить свое цифровое пространство
Телеграм-этикет
Результаты исследования о том, как вести телеграм-канал, чтобы нравиться подписчикам.
Телефонофобия
Страх телефонных звонков беспокоит 75% взрослых людей. Откуда берется этот страх и как его преодолеть?
Самые раздражающие фразы в переписке
Какие фразы раздражают людей в переписке и насколько сильно. Результаты опроса более трех тысяч человек.
Видеоконференции: результаты исследования
Мы опросили более 2000 человек, чтобы понять, какие нормы общения в видеоконференциях сложились
50 правил видеоконференций
Правила цифрового этикета, полученные в результате масштабного исследования